четверг, 23 апреля 2020 г.

Прощай, жеребенок белолобый (из публикаций в периодических изданиях)



Прощай, жеребенок белолобый


(из публикаций в периодических изданиях)


Бактыбаева Анар Прощай, жеребенок белолобый [Текст] / А. Бактыбаева // Книголюб. - 2013. - № 1.



Произведение Оралхана Бокея «Отзовись, мой жеребенок белолобый» в 2012 году выбрана для прочтения всем Казахстаном республиканской акцией «Одна страна – одна книга». Этот рассказ был написан еще в 1975 году, но его не было видно ни в одном сборнике рассказов писателя. Почему же этот рассказ был и как бы его и не было вовсе, а был известен только в узких литературных кругах, или же был когда-то упомянут в мемуарах автора. Рассказ в основном воспевает отца, порождение Алтая, похожего на зоркого ястреба, величественного и гордого оленя. Но и также проскальзывает через воспоминания автора и отца автора история одного поселения и многочисленных судеб сломленных и воспрянутых в начале 20-гг. 20 века. Это время раскулачивания баев (отнимается нажитое богатство бая Саркынды), уравнивание с однолошадниками (коллективизация, колхозное хозяйство, бедные руководят богатыми и такими как они), невинная кровь на руках (бедный джигит балуан Танатар, полюбивший дочь бая Аналык и решивший забрать ее с собой; жеребенок еще не успевший обсохнуть после рождения), утрата и обретение (утрата семейного счастья с Танатаром Аналык, обретение сына Каршиги, обретение отца, обретение брата), тайна и истина (молчать и знать кто твой отец), жизнь и смерть (Танатар, жеребенок, бай Саркынды), душевные терзания и мольба о прощении (Саркынды измучил свою душу, прожив долгую 100-летнюю жизнь, и на смертном одре просил прощения за совершенное зло принесенное безвинным людям и животным),  прощение истомившейся души (последнего хана за его искренность молитв и мольбы о прощении души невинных простили его, чтобы бай мог покоиться с миром) и прощание с миром последнего хана (хан Саркынды прощается с миром как подобает человеку из поколения ак суйек (белая кость), сохранивший обычай захоронения ханских особ на сопках, как бы оставляя свое величие пусть даже и после кончины, чтобы душа не путалась среди обычных могильных плит). Этот рассказ философское размышление 32 летнего автора, он, похоже, в  чем-то автобиографичен, так как отца автора зовут Боке, и проезжают все места, где проходило детство, видел вольные стада маралов (отчего и явились миру такие рассказы как «Буга» и «Кербуга»), и тем более описание детских воспоминаний рождения долгожданных жеребят со звездочкой на лбу, и, не успев порадоваться так, как может радоваться только ребенок, увидел, как был страшно отнят его жеребенок. Жеребенок – это как символ детства, символ радости, беззаботности и в то же время беззащитности. Рассказ этот так же затрагивает тему отцов и детей (Боке и автор, Боке и Каршыга), тему прошлого-настоящего-будущего (Саркынды – Боке - автор, Каршыга), тему любви сына к отцу (детское представление мой папа самый лучший, восхищение будучи подростком, сравнение с вольной природой величественного Алтая, сожаление понимания того что отец простой человек с тревогами и заботами о семье, которому не чужды радости и печали). Возможно, потому и не так знаменит был рассказ, потому что здесь автор описывает прощание пусть и последнего человека из ханского рода. Ведь вспомните что это все-таки 1975 год. А в это время лит совет всея СССР мог и не пропустить этот рассказ в широкую печать из-за того что слишком обнажены души героев, что слишком искренни они с самими собой, что хоть и были озлоблены жизненными водоворотами, но все же оставшимися людьми ищущими спасения в молитвах, в честном труде. А в прочем чтобы сделать вывод нужно прочитать, или перечитать рассказ Оралхана Бокея «Отзовись, мой жеребенок белолобый».


Комментариев нет:

Отправить комментарий