Прощай, жеребенок белолобый
(из публикаций в периодических изданиях)
Бактыбаева Анар Прощай, жеребенок белолобый [Текст] / А. Бактыбаева // Книголюб. - 2013. - № 1.
Произведение Оралхана Бокея «Отзовись, мой жеребенок белолобый» в
2012 году выбрана для прочтения всем Казахстаном республиканской акцией «Одна
страна – одна книга». Этот рассказ был написан еще в 1975 году, но его не было
видно ни в одном сборнике рассказов писателя. Почему же этот рассказ был и как
бы его и не было вовсе, а был известен только в узких литературных кругах, или
же был когда-то упомянут в мемуарах автора. Рассказ в основном воспевает отца,
порождение Алтая, похожего на зоркого ястреба, величественного и гордого оленя.
Но и также проскальзывает через воспоминания автора и отца автора история
одного поселения и многочисленных судеб сломленных и воспрянутых в начале
20-гг. 20 века. Это время раскулачивания баев (отнимается нажитое богатство бая
Саркынды), уравнивание с однолошадниками (коллективизация, колхозное хозяйство,
бедные руководят богатыми и такими как они), невинная кровь на руках (бедный
джигит балуан Танатар, полюбивший дочь бая Аналык и решивший забрать ее с
собой; жеребенок еще не успевший обсохнуть после рождения), утрата и обретение
(утрата семейного счастья с Танатаром Аналык, обретение сына Каршиги, обретение
отца, обретение брата), тайна и истина (молчать и знать кто твой отец), жизнь и
смерть (Танатар, жеребенок, бай Саркынды), душевные терзания и мольба о
прощении (Саркынды измучил свою душу, прожив долгую 100-летнюю жизнь, и на
смертном одре просил прощения за совершенное зло принесенное безвинным людям и
животным), прощение
истомившейся души (последнего хана за его искренность молитв и мольбы о
прощении души невинных простили его, чтобы бай мог покоиться с миром) и
прощание с миром последнего хана (хан Саркынды прощается с миром как подобает
человеку из поколения ак суйек (белая кость), сохранивший обычай захоронения
ханских особ на сопках, как бы оставляя свое величие пусть даже и после
кончины, чтобы душа не путалась среди обычных могильных плит). Этот рассказ
философское размышление 32 летнего автора, он, похоже, в чем-то автобиографичен, так как отца
автора зовут Боке, и проезжают все места, где проходило детство, видел вольные
стада маралов (отчего и явились миру такие рассказы как «Буга» и «Кербуга»), и
тем более описание детских воспоминаний рождения долгожданных жеребят со
звездочкой на лбу, и, не успев порадоваться так, как может радоваться только
ребенок, увидел, как был страшно отнят его жеребенок. Жеребенок – это как
символ детства, символ радости, беззаботности и в то же время беззащитности.
Рассказ этот так же затрагивает тему отцов и детей (Боке и автор, Боке и
Каршыга), тему прошлого-настоящего-будущего (Саркынды – Боке - автор, Каршыга),
тему любви сына к отцу (детское представление мой папа самый лучший, восхищение
будучи подростком, сравнение с вольной природой величественного Алтая,
сожаление понимания того что отец простой человек с тревогами и заботами о
семье, которому не чужды радости и печали). Возможно, потому и не так знаменит
был рассказ, потому что здесь автор описывает прощание пусть и последнего
человека из ханского рода. Ведь вспомните что это все-таки 1975 год. А в это
время лит совет всея СССР мог и не пропустить этот рассказ в широкую печать
из-за того что слишком обнажены души героев, что слишком искренни они с самими
собой, что хоть и были озлоблены жизненными водоворотами, но все же оставшимися
людьми ищущими спасения в молитвах, в честном труде. А в прочем чтобы сделать
вывод нужно прочитать, или перечитать рассказ Оралхана Бокея «Отзовись, мой
жеребенок белолобый».
Комментариев нет:
Отправить комментарий